«Коренной перелом в Великой Отечественной войне» icon

«Коренной перелом в Великой Отечественной войне»





Скачать 52.43 Kb.
Название«Коренной перелом в Великой Отечественной войне»
Дата конвертации17.02.2013
Размер52.43 Kb.
ТипУрок
загрузка...
Урок по истории в 9 классе на тему:

«Коренной перелом в Великой Отечественной войне»

(урок – исследование с презентацией и

элементом исторического краеведения)

учитель истории

МБОУ СОШ с.Октябрьское

ул.Мира 6 - 15

Стерлитамакского района РБ

Крылова Л.В.


Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок – исследование с презентацией и применением групповой формы работы, с элементом исторического краеведения.

Используемые технологии: проблемно – диалогическое обучение.

Время: 1 час.

Оборудование: компьютерный класс, оснащенный современной техникой включая видеопроектор с демонстрационным экраном, лицензионным программным обеспечением.

Краткая аннотация урока: Изучение материала данного урока строится по технологии проблемно – диалогического обучения. Технологическая карта урока построена по схеме данной технологии. Изучение материала второго этапа Великой Отечественной войны включает основные периоды коренного перелома ВОв, в частности Сталинградской битвы и Курской битвы. Учащиеся в ходе групповой работы изучают исторический материал зафиксированный в слайдах презентации и отвечают на поставленную проблему в начале урока. Урок включает семь этапов, на каждом из которых применяется показ слайдов. Одна из групп, «Краеведы», применяют краеведческий материал «Война в истории моей семьи», где показывают вклад родного края в победу в ВОв. На заключительном этапе применяются задания развивающего типа.

Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1 – 2. Картина мира в фактах и понятиях. На основании фактов истории сформировать представление о коренном переломе Великой Отечественной войны.

Линии 3. Историческое мышление. Определить причины победы под Сталинградом и на Курской дуге в Вов.

Линии 4 – 5. Нравственное и гражданско – патриотическое самоопределение. Дать возможность осознать значение коренного перелома в Вов и определить роль высокого патриотизма советского народа в Вов.


Подготовительный этап:

 

  1. Экскурсия в школьный музей, знакомство с экспозицией «Они сражались за Родину».

  2. Знакомство с мультимедийным учебным пособием на CD-диске «От Кремля до Рейхстага» (ГНУ Республиканский мультимедиацентр).

3.Творческая работа-исследование «Вклад в победу в ВОв Стерлитамакского совхоза».

4. Опережающее чтение параграфа 23 по учебнику Данилова Д.Д.

Ход урока:

I этап. Организация работы.

Приветствие с учащимися 9 класса. Учащиеся рассаживаются по группам за парты с цветными табличками и названиями групп: «Аналитики», «Хронисты», «Картографы», «Краеведы».


II этап. Вводное слово учителя. (Слайд 1)

Актуальность

Прошло 65 лет со Дня Победы над фашистско – немецкими захватчиками. Мы с вами живем в мирное время, где не слышны залпы орудий, снарядов, нам не приходится голодать, не приходится рисковать своей жизнью. Кому мы за это должны быть обязанными?

Ответы учащихся: ветеранам войны, за их самоотверженный труд, за их вклад в победу в Великой Отечественной войне.

Учитель: Мы с вами на предыдущих уроках изучали боевые действия начального периода Великой Отечественной войны и узнали что война началась с поражений Красной Армии. Ценой огромных потерь к зиме 1941 года немецко – фашистские войска удалось остановить у Ленинграда, Донбасса, отбросить от Москвы.

Опережающим заданием для вас было чтение о коренном переломе в Вов.

Создание проблемной ситуации. (Слайд 2)

Учащиеся зачитывают источники по учебнику «Российская история XX – н. XXI века» Д.Д. Данилов и др. стр 246 §23.

А) «Немецкие генералы и офицеры о причинах своего поражения»:

После войны многие утверждали, что «русские» одержали победу благодаря «протяженности своей территории», помощи «генерала Мороза», потому что «германская армия сражается в России, как слон. Атакующий гнездо муравьев… в конечном счете их масса одолеет слона».

Б) Английский историк А.Кларк:

«Следует сказать об обычном русском солдате… Он изменил ход войны, благодаря своему мужеству и твердости»

  • Сравни мнения немецких генералов и английского историка – в чем противоречие, какой возникает вопрос?

Формулирование проблемы. (Слайд 3)

  • Благодаря чему произошел коренной перелом в Великой Отечественной войны?

Гипотезы.

Учащиеся предлагают свои версии решения проблемы. Принимаются даже самые абсурдные.


III этап. Актуализация знаний.

Прежде чем приступить к поиску решения проблемы, нам предстоит вспомнить, что мы уже знаем о первом этапе ВОв и коренном переломе в Вов.

Обращаем внимание на таблицу «Знаем – Не знаем» (Приложение 1).

Учащиеся выполняют задания.

Выясняется «Мы не знаем»: Какие причины контрнаступления советских войск под Сталинградом, причины победы на Курской дуге, последствия и значение для хода Вов. (Слайд 4).

IV этап. Открытие нового знания.

Исследование мы на уроке проведем в ходе работы групп. Учитель знакомит учащихся с заданиями по группам, с инструкцией по организации работы в группе (Приложение 2).

Задание «картографам»: (Слайд 5,6)

1.Изучить карты – схемы (разгром немецких войск под Сталинградом, битва на Курской дуге).

2. Заполнить контурные карты по Великой Отечественной войне (контрудары советских и немецких войск, выделить линию фронта к началу и концу битв).

3. Показать на карте «Великая Отечественная война (1941 - 1945 гг)»: контрнаступление советских войск под Сталинградом, Курскую битву.

Задание «хронистам»: (Слайд 7,8)

1.При изучении документов, вычленить главные даты, причины касающиеся коренного перелома (Сталинградской битвы, Курской битвы). (Приложение 3)

2.Соотнести даты с событиями.

3. Рассказать о героизме советских воинов в битве под Сталинградом и под Курском.

Задание «аналитикам»: (Слайд 9)

1. При изучении документов, выбрать данные по подготовке сторон, расстановке сил перед битвами, результатам битв) (Приложение 4).

2. Проанализировать данные.

3. Заполнить сравнительную таблицу и сделать выводы.

Задание «краеведам»: (Слайд 10, 11)

1. Изучить краеведческий материал в школьном музее и сделать выводы о вкладе в победу в ВОв Стерлитамакского совхоза. (Приложение 5)

2. Представить творческую работу – исследование «Вклад в победу в ВОв Стерлитамаского совхоза».

Выступление представителей от групп.


V этап. Итог урока. Вывод по проблеме. Оценивание.

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как вы оцениваете работу в группах?

Выводы по проблеме: Причины победы Сталинградской битвы и на Курской дуге – советское военное искусство, возросшая военная мощь и техника, зрелость полководческого таланта советских военачальников, умелое руководство со стороны Советского Верховного Главнокомандования, высокий патриотизм народа и советских солдат, великое мужество, героизм всего многонационального народа.


VI этап. Применение нового знания.

- Если бы вам пришлось быть участниками Великой Отечественной войны, какую бы роль сыграл для вас «Приказ № 227 «Ни шагу назад!»?

- Плакаты советских художников: В.Б. Корецкий. «Воин Красной Армии, спаси!», Плакат 1941 г. И.Тоидзе.(Слайд 12,13)

Вопросы: К каким чувствам взывали произведения искусства, что можно сказать о психологическом состоянии готовности советских войн к отпору врагов, может ли эта версия быть отнесена к числу вероятных причин победы под Сталинградом?


VII этап. Домашнее задание.

- Чтобы узнать какие причины обеспечили успех советских наступлений в 1943 – 1944 гг, опережающее чтение параграфа 24 на тему освобождение народов от фашизма.






Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

«Коренной перелом в Великой Отечественной войне» iconСоветская внешняя политика накануне войны. Причины войны, планы и цели Германии и СССР в войне. Периодизация войны. Основные сражения и военные операции Великой Отечественной войны
Всемирно-историческое значение и цена победы советского народа в Великой Отечественной войне

«Коренной перелом в Великой Отечественной войне» iconИнформация о работе государственных и муниципальных архивов Московской области по подготовке к празднованию 65-летия Победы в Великой Отечественной войне
В 2010 году приоритетным направлением в информационной деятельности государственных и муниципальных архивов Московской области стало...

«Коренной перелом в Великой Отечественной войне» icon65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

«Коренной перелом в Великой Отечественной войне» iconИсторическое значение победы нашего народа в Великой Отечественной войне

«Коренной перелом в Великой Отечественной войне» iconОподготовке и проведении празднования 67-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг

«Коренной перелом в Великой Отечественной войне» iconУказ президента республики татарстан о праздновании 65-й годовщины победы в великой отечественной войне 1941 1945 годов

«Коренной перелом в Великой Отечественной войне» iconПотери Советского Союза в Великой Отечественной войне. Ущерб, нанесенный промышленности и сельскому хозяйству. Нарушения общей инфраструктуры хозяйства

«Коренной перелом в Великой Отечественной войне» iconУдк 355(470). 03 «1941 – 1945» Роль И. В. Сталина в Великой Отечественной войне 1941-1945гг

«Коренной перелом в Великой Отечественной войне» iconМетодические материалы по общественно-государственной подготовке Тема №4
Тема №4: Историческая роль и значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг

«Коренной перелом в Великой Отечественной войне» iconРекомендации к подготовке и проведению Викторины по истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
Общее время проведения Конкурса увеличивается в связи с этим до 5 часов. В связи с этим для выполнения целей и задач Конкурса, а...

Разместите кнопку на своём сайте:
Учеба
загрузка...


База данных защищена авторским правом ©ucheba 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Рефераты